УМС по журналистике
* * *Деятельность УМС
Положение об УМО
Требования Министерства образования РФ к открытию магистерской подготовки
Присвоение учебным изданиям грифа Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию России
Структура УМС
Президиум
Председатель президиума
Президент факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор, доктор филологических наук
Засурский Ясен Николаевич
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Декан факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор, доктор филологических наук
Вартанова Елена Леонидовна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Вартанова Елена Леонидовна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Зам. председателя президиума
Заместитель декана по УМО факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент, кандидат филологических наук
Лукина Мария Михайловна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Члены президиума
Декан факультета журналистики Алтайского государственного университета, доктор философских наук, профессор
Мансурова Валентина Дмитриевна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор социологических наук
Пую Анатолий Степанович
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Декан факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького, профессор, кандидат филологических наук
Лозовский Борис Николаевич
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Декан факультета филологии и журналистики Южного федерального университета, доцент, кандидат филологических наук
Григорьева Елена Валентиновна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Декан факультета журналистики Воронежского государственного университета, профессор, доктор филологических наук
Тулупов Владимир Васильевич
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Директор Института массовых коммуникаций Дальневосточного государственного университета
Бакшин Валерий Викторович
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Декан факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета (г. Екатеринбург), доцент, кандидат философских наук
Балмаева Светлана Дашиевна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Декан факультета журналистики Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор, кандидат философских наук
Трошкин Юрий Владимирович
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Директор Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, профессор, доктор филологических наук
Прозоров Валерий Владимирович
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ведущий методист
Орлова Маргарита Игоревна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Методист
Никулина Юлия Юрьевна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Список вузов, входящих в учебно-методический совет
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Московский государственный институт международных отношений
Московский государственный университет культуры и искусств
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова
Московская финансово-юридическая академия
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный университет печати
Московский гуманитарно-экономический институт
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина
Гуманитарный институт
Московский гуманитарный институт имени Е.Р.Дашковой
Московский институт телевидения и радиовещания
Московский педагогический государственный университет
Российский государственный гуманитарный университет
Военный университет министерства обороны РФ
Российский государственный социальный университет
Российский университет дружбы народов
Институт гуманитарного образования и информационных технологий
Университет Российской академии образования
Государственный Университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ)
Институт современного искусства
Институт международного права и экономики имени А.С.Грибоедова
Международный независимый эколого-политологический университет
Международная академия бизнеса и управления
Международный университет в Москве (гуманитарный)
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Институт телевидения, бизнеса и дизайна (Невский университет)
Адыгейский государственный университет
Алтайский государственный университет
Амурский государственный университет
Астраханский государственный университет
Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Белгородский государственный университет
Брянский государственный университет им. Акад. Петровского
Владимирский государственный университет
Волгоградский государственный университет
Вологодский государственный педагогический университет
Череповецкий филиал Университета Российской академии образования
Воронежский государственный университет
Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия
Дагестанский государственный университет
Ивановский государственный университет
Байкальский государственный университет экономики и права
Иркутский государственный технический университет
Иркутский государственный университет
Калужский филиал Московского гуманитарно-экономического института
Среднерусский университет (гуманитарный институт)
Российский государственный университет им. И.Канта
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга
Карачаево-Черкесский государственный университет
Кемеровский государственный университет
Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова
Армавирский государственный педагогический университет
Кубанский государственный университет
Филиал Московского государственного университета культуры и искусств
Курганский государственный университет
Шадринский государственный педагогический институт
Курский государственный университет
Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета
Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина
Мурманский государственный педагогический университет
Мурманский гуманитарный институт
Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А.Добролюбова
Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирский государственный университет
Новый сибирский институт
Сибирский федеральный университет
Омская гуманитарная академия
Омский государственный университет имени Ф.М.Достоевского
Оренбургский государственный педагогический университет
Оренбургский государственный университет
Орловский государственный университет
Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского
Пермский государственный университет
Тверской государственный университет
Тульский государственный университет
Дальневосточный государственный университет
Башкирский государственный университет
Стерлитамакская государственная педагогическая академия
Ульяновский государственный университет
Бурятский государственный университет
Марийский государственный университет
Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева
Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова
Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина
Удмуртский государственный университет
Хакасский государственный университет имени Н.Ф.Катанова
Ростовский государственный экономический университет РИНХ
Южный федеральный университет
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина
Волжский университет имени В.Н. Татищева (институт)
Самарский государственный университет
Тольяттинский государственный университет
Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского
Сахалинский государственный университет
Уральский государственный университет имени А.М.Горького
Гуманитарный университет
Смоленский государственный университет
Пятигорский государственный лингвистический университет
Ставропольский государственный университет
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
Томский государственный университет
Сургутский государственный педагогический университет
Тюменский государственный университет
Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева
Югорский государственный университет
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
Тихоокеанский государственный университет
Магнитогорский государственный университет
Сыктывкарский государственный университет
Южно-уральский государственный университет
Челябинский государственный университет
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н.Г. Чернышевского
Чеченский государственный университет
Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского
Якутский государственный университет
Государственные образовательные стандарты
Внимание! В документах ФГОС по направлению подготовки «Журналистика» (бакалавр, магистр), опубликованных на сайте Министерства образования РФ, допущена техническая ошибка в таблице 2 «Структура ООП». В связи с решением Коллегии Минобрнауки России от 25 января 2011г. в срок до 1 декабря 2011 г. будет сформирован механизм внесения изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты.Рекомендуем пользоваться документами, опубликованными на нашем сайте:
ФГОС ВПО по направлению 031300 «Журналистика» (бакалавр)
ФГОС ВПО по направлению 031300 «Журналистика» (магистр)
Методическое обеспечение ФГОС ВПО
Примерные программы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, рекомендованные Минобрнауки России
ГОС ВПО «Журналистика» (1993 – 2000 гг.)
Методические материалы
Перечень аннотированных магистерских программ
Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы» (История древнерусской литературы XI – XVII вв.)
Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы» (История отечественной литературы XVIII в.)
Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы» (История отечественной литературы XIX в.)
Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы» (История новейшей отечественной литературы)
Примерная программа дисциплины «История зарубежной журналистики»
Примерная программа дисциплины «Логика»
Примерная программа дисциплины «Математика, информатика, современные компьютерные технологии»
Примерная программа дисциплины «История отечественной журналистики» (История русской журналистики 1703 – 1917гг.)
Примерная программа дисциплины «История отечественной журналистики» (История отечественной журналистики 1917 – 2005гг.)
Примерная программа дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» (Практическая стилистика русского языка)
Примерная программа дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» (Литературное редактирование)
Примерная программа дисциплины «Основы журналистики»
Примерная программа дисциплины «Основы рекламы и паблик рилейшнз»
Примерная программа дисциплины «Правовые основы журналистики»
Примерная программа дисциплины «Современный русский (родной) язык»
Примерная программа дисциплины «Социология журналистики»
Примерная программа дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Примерная программа дисциплины «Основы теории литературы»
Примерная программа дисциплины «Выпуск учебной газеты радио- и телепрограммы»
Примерная программа дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ»
Примерная программа дисциплины «Профессиональная этика журналиста»
Примерная программа дисциплины «Психология журналистики»
Примерная программа дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика»
Примерная программа дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста»
Примерная программа дисциплины «Современные зарубежные СМИ»
Примерная программа дисциплины «Техника и технология СМИ»
Примерная программа дисциплины «Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ»
Примерные программы дисциплин федерального компонента цикла ОПД
Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы» (История древнерусской литературы XI – XVII вв.)
Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы» (История отечественной литературы XVIII в.)
Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы» (История отечественной литературы XIX в.)
Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы» (История новейшей отечественной литературы)
Примерная программа дисциплины «История зарубежной журналистики»
Примерная программа дисциплины «Логика»
Примерная программа дисциплины «Математика, информатика, современные компьютерные технологии»
Примерная программа дисциплины «История отечественной журналистики» (История русской журналистики 1703 – 1917гг.)
Примерная программа дисциплины «История отечественной журналистики» (История отечественной журналистики 1917 – 2005гг.)
Примерная программа дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» (Практическая стилистика русского языка)
Примерная программа дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» (Литературное редактирование)
Примерная программа дисциплины «Основы журналистики»
Примерная программа дисциплины «Основы рекламы и паблик рилейшнз»
Примерная программа дисциплины «Правовые основы журналистики»
Примерная программа дисциплины «Современный русский (родной) язык»
Примерная программа дисциплины «Социология журналистики»
Примерная программа дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ»
Примерная программа дисциплины «Основы теории литературы»
Примерная программа дисциплины «Выпуск учебной газеты радио- и телепрограммы»
Примерная программа дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ»
Примерная программа дисциплины «Профессиональная этика журналиста»
Примерная программа дисциплины «Психология журналистики»
Примерная программа дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика»
Примерная программа дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста»
Примерная программа дисциплины «Современные зарубежные СМИ»
Примерная программа дисциплины «Техника и технология СМИ»
Примерная программа дисциплины «Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ»
Контакты
Председатель УМС по журналистике, Президент факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор, доктор филологических наукЗасурский Ясен Николаевич
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Заместитель председателя УМС по журналистике, доцент, кандидат филологических наук
Лукина Мария Михайловна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ведущий методист
Орлова Маргарита Игоревна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Методист
Никулина Юлия Юрьевна
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Адрес
125009, Москва, ул. Моховая 9
Ауд. 335
Телефон
(495) 629-43-28
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Полезные ссылки
Учебно- методическое объединение по классическому университетскому образованию Россииhttp://www.umo.msu.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://mon.gov.ru/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
http://www.obrnadzor.gov.ru/
Термины и определения в области качества образования
Академическое признание (Academic Recognition)
1) набор процедур и процессов для подтверждения и признания вузами и странами квалификаций в высшем образовании;2) признание курсов, квалификаций или дипломов одного (отечественного или зарубежного) учреждения высшего образования другим с целью предоставления студентам возможности дальнейшего обучения.
Примечание. В европейском пространстве высшего образования различают три основных уровня признания, а также инструменты, связанные с ними (предложенные Лиссабонской конвенцией и Болонской декларацией):
1) признание квалификаций, включающих предыдущее образование и профессиональный опыт, позволяющее получить или продолжить высшее образование;
2) признание коротких периодов обучения, в связи с мобильностью студентов, где основным инструментом является система переводимых кредитов ECTS;
3) признание полных периодов обучения, где основным инструментом является приложение к диплому.
Аккредитация (Accreditation)
Процедура оценивания и определения достижения определенного статуса, норм, стандартов качества образования, предполагающая признание и гарантию на определенный срок стабильности полученных результатов и их совершенствования. Аккредитация – главный инструмент поддержки процессов, происходящих в системе европейского образования; служит залогом качества как вводимых, так и существующих программ.Анализ результатов обучения (Academic performance analysis)
Исследование результатов обучения, выраженных в оценках и рейтинге обучающихся, с целью определения качества обучения и качества полученных знаний, умений и навыков и определения проблемных областей для корректирующих действий и улучшения качества образования.Аттестационная комиссия (Attestation commission)
1) комиссия, состоящая из преподавателей образовательного учреждения (ОУ) и привлеченных лиц из производственной сферы, целью которой является проведение итоговой аттестации студентов ОУ;2) комиссия, создаваемая государственным органом по аттестации для проведения аттестации образовательного учреждения.
Аттестация (Institutional Attestation)
Основная форма государственно-общественного контроля образовательной деятельности образовательного учреждения (ОУ). Аттестация устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех ОУ (независимо ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). ОУ может пройти аттестацию только при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации. Первая аттестация вновь созданного учреждения может проводиться после первого выпуска учащихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии на право ведения образовательной деятельности. Проведение аттестации обычно сопровождается разными формами самоанализа результатов жизнедеятельности учреждения. Очередная аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения раз в пять лет. Аттестация является составной частью аккредитации.Государственная аккредитация образовательного учреждения (ОУ) (State Institutional Accreditation)
Аккредитационное обследование ОУ государственным органом по аккредитации, целью и содержанием которого является установление и подтверждение на очередной срок государственного статуса ОУ по типу – вуз/ссуз и виду: для вузов: институт, академия или университет, для ссузов: училище/техникум/колледж с определением перечня образовательных программ по которым ОУ имеет право выдавать документы об образовании государственного образца. Государственная аккредитация проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основании аттестационного заключения, анализа деятельности ОУ по показателям государственной аккредитации и их соответствия критериальным значениям.Государственный образовательный стандарт (ГОС) (State academic standard of education)
Документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.Европейская система зачетных единиц (European Credit Transfer System – ECTS)
Система зачетных единиц, введенная в университетах Европы в рамках программы ERASMUS и ставшая эффективным средством признания образования, полученного студентами в другом вузе (возможно, за границей), а также инструментом предоставления детальной информации об учебных планах, присваиваемой степени и т. д.Зачетные единицы (кредиты, пункты кредита, кредиты ECTS) (Credits)
Величина, отражающая затраты времени среднего студента на обучение. Учитываются лекции, практические занятия, семинары, работа с обучающими программами, практика, самостоятельная работа в библиотеке или дома, экзамены и иные процедуры аттестации. Таким образом, зачетные единицы учитывают все виды затрат времени студента, относящихся к учебному процессу, а не только время аудиторной нагрузки. Это скорее относительная, чем абсолютная мера студенческой рабочей нагрузки. Они определяют, какая часть годовой рабочей нагрузки студента сопоставлена учебной дисциплине или ее части. Это сопоставление относится к компетенции образовательного учреждения.В ECTS 60 кредитов представляют рабочую нагрузку академического года, 30 – семестра, 20 – триместра (трети учебного года). Кредиты ECTS гарантируют, что данная программа будет разумна по рабочей нагрузке в период обучения за границей.
Кредиты ECTS должны размещаться по нисходящей. Отправной точкой должна быть полная структура учебного плана и программ учебных дисциплин, которые студент должен освоить за академический год. Сопоставление кредитов отдельным частям учебного плана «снизу вверх» достаточно сложно и может привести к тому, что объем годовой нагрузки студента превысит 60 кредитов. Это, очевидно, затруднит перенос кредитов из одного образовательного учреждения в другое.
Итоговая государственная аттестация (Final Assessment)
Процесс итоговой проверки и оценки компетенций выпускника, полученных в результате обучения в ОУ.Квалификационная характеристика выпускника (Graduate Qualification Requirements)
Документ, устанавливающий цели и задачи обучения и воспитания, уровень требований к подготовке специалиста, которые должны быть реализованы в учебных заведениях с учетом перспектив научно-технического прогресса. Она также определяет предназначение выпускника, общие требования, соответствующие современному этапу, квалификационные требования к объему и качеству знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей на практике.Компетентность (Competency)
Выраженная способность применять свои знания и умение. Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Она проявляется в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной областиЛицензирование (Licensing)
1) процедура, включающая в себя проведение экспертизы, принятия решения, оформления и выдачи образовательному учреждению разрешения – лицензии – на право ведения образовательной деятельности по направлениям (специальностям) и уровням высшего и послевузовского и по программам соответствующего дополнительного образования;2) процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по зафиксированным в лицензии направлениям (специальностям), уровням профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых. Предметом содержания экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учреждением профессионального образования, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников, оборудования учебных помещений, обеспеченности учебного процесса (материально-технической и финансовой), образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Решение о выдаче лицензии принимается соответствующим органом управления образованием, осуществляющим лицензирование, и оформляется его распорядительным документом на основании заключения экспертной комиссии. Для каждого направления (специальности), уровня подготовки или программы дополнительного образования срок действия лицензии указывается отдельно. Лицензия может быть изъята у учреждения органом, выдавшим лицензию, в случае нарушения требований и контрольных нормативов, содержащихся в лицензии.
Лицензия (License)
1) документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации (лицензированию) наделяет лицо или ОУ правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации;2) выдаваемое государственными органами разрешение на осуществление тех видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию (например, образовательной, банковской, частной, издательской, медицинской и др.).
Мобильность студентов или академическая мобильность (Student Mobility)
Базовое положение Болонского процесса, применяемое к студентам, преподавателям, исследователям (научным работникам вузов). Применительно к студентам мобильность означает возможность получения высшего образования путем последовательного прохождения частей программы обучения в вузах двух и более стран с зачетом (признанием) усвоенного при этом материала и получения диплома одного или нескольких таких учебных заведений. Применительно к преподавателям и исследователям мобильность означает возможность работы последовательно в учебных заведениях различных стран. В РФ для реализации мобильности необходимы изменения в законодательстве об образовании. В частности, необходимо, чтобы работа за рубежом включалась в трудовой стаж.
Образовательная программа (ОП) (Academic Program)
1) документ (совокупность документов), который определяет содержание образования определенных уровня и направленности; 2) документ, содержащий основные положения, цели, задачи и содержание образования определенного уровня и направленности, а также набор и последовательность образовательных мероприятий, необходимых для достижения целей (цели) или конкретных задач в данной области образования. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральными (центральными) органами управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.
Программа учебной дисциплины (Syllabus)
Регламентирующий учебный документ (или учебное издание), определяющий цели и содержание учебной дисциплины, информационный объем, уровень формирования знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению обучающимися, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, перечень рекомендованных учебников, других методических и дидактических материалов, критерии успешности обучения и средства диагностики успешности обучения по учебной дисциплине.Самообследование (Self_Evaluation)
Внутривузовская деятельность по сбору и анализу информации по всем образовательным программам и учреждению в целом, которое проводится им самостоятельно (или с привлечением независимых аудиторов). Самообследование направлено не на фиксацию результатов, а на определение направлений дальнейшей деятельности. Структура самообследования определяется ОУ самостоятельно.Тест (Test)
Система дифференцированных по степени трудности заданий определенной формы и содержания, позволяющая эффективно оценить структуру и уровень знаний, умений и навыков учащегося в конкретной предметной области.Учебный план (УП) (Curriculum)
Документ, определяющий содержание образования и организацию обучения студентов по конкретной специальности. Учебный план, как правило, включает: титульную часть – полное наименование вуза, факультета, специальности, квалификации, срок обучения; график учебного процесса – периоды теоретических занятий, практик, экзаменационных сессий, каникул, дипломного проектирования и итоговой государственной аттестации; сводные данные по бюджету времени — по годам и за весь срок обучения. Учебный план — государственный нормативный документ, определяющий содержание и организацию подготовки специалистов по учебным программам, последовательность, сроки изучения дисциплин, виды учебных занятий. Учебный план разрабатывается для каждой специальности (специализации) на основе квалификационной характеристики. Учебный план предусматривает также разработку программ по учебным дисциплинам и по годам обучения, оптимальный выбор перечня, объема, содержания и последовательности стажировки, практики, рациональное соотношение теоретического и практического обучения. Организация образовательного процесса может предусматривать разработку и других документов, например, годового календарного учебного графика, расписания занятия.Перечень основных международных организаций и документов в области качества образования
Болонская декларация (Bologna Joint Declaration) (1999)
http://www.aic.lv/ace/ace_disk/Bologna/maindoc/Lisb_conv.pdf
http://www.lexed.ru/pravo/theory/yagofarov2005/?1012.html